Как уже всем известно, правительство утвердило налоговые изменения, которые начнут поэтапно вступать в силу с 2026 года. Логистический рынок встретил их крайне настороженно: нагрузка растет, а льготные режимы для малого перевозочного бизнеса сужаются. Если детальнее:
(!!!) НДС вырастет с 20 до 22%
Это повысит себестоимость в цепочке поставки:
- перевозки
- складские услуги
- экспедирование и прочие операции
Крупные компании, которые и так работали с НДС, адаптируются проще. Малый бизнес почувствует изменения сильнее
(!!!) Патент сохраняют – но лимиты сильно режут
ПСН оставили для ИП, но правила ужесточили.
Лимит выручки для работы на патенте будет снижаться:
- 2026 – максимум 20 млн рублей
- 2027 – 15 млн
- 2028 – 10 млн
Перевозчики, выходящие за порог, автоматически становятся плательщиками НДС. Представители отрасли отмечают: тысячи ИП-перевозчиков будут вынуждены уйти с патента и перейти на УСН или ОСНО
(!!!) Последствия для рынка
По прогнозам экспертов:
- возрастет количество перевозчиков «с одним автомобилем», дробление бизнеса, вывод части услуг на третьих лиц;
- усилится уход мелких компаний под крыло крупных операторов;
- рынок продолжит «обеление», а тарифы начнут расти;
- усилится контроль: обязательная ЭТрН, реестр экспедиторов, налоговый мониторинг.
Суэцкий канал сообщил о готовности крупных контейнерных линий Maersk и CMA CGM возобновить транзит через Красное море уже в декабре. По данным администрации канала (SCA), Maersk намерена сначала протестировать ограниченный транзит, а затем полностью восстановить движение судов по привычному маршруту.
SCA также утверждает, что CMA CGM готова «полностью возобновить» проход своих судов через регион. Французский перевозчик уже пропускал отдельные рейсы под сопровождением военно-морских сил.
Однако сами перевозчики проявляют сдержанность:
представитель Maersk заявил, что компания ещё не приняла окончательного решения и не назначила дату полноценного возвращения в Суэц. Аналогично, CMA CGM пока не подтверждает масштабность планируемого возобновления навигации.
Ситуация в регионе стабилизируется, но крупнейшие мировые линии по-прежнему оценивают риски, прежде чем полностью вернуть суда на маршрут между Европой и Азией.
На федеральном портале опубликован проект приказа с изменениями к Минфину № 45н. Он полностью меняет алгоритм автоматического распределения электронных деклараций — теперь без участия инспектора.
Планируемая дата вступления в силу: 1 марта 2026 года.
Что поменяется:
▪️Убирается привязка распределения по виду транспорта.
▪️Больше не учитывается место налогового учёта декларанта.
▪️Отменяются «связки» между центрами электронного декларирования (ЦЭД).
▪️Новый базовый принцип: ДТ направляется на пост с минимальной текущей нагрузкой, при условии что она подана в рабочее время ЦЭД и может быть обработана без НШС.
Когда сохраняется распределение на конкретные ЦЭД:
▫️Подакцизные товары — Акцизный ЦЭД
▫️Радиоактивные материалы — Московский и Уральский ЦЭД
▫️Нефтепродукты — Энергетический ЦЭД
▫️Проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2» — Владивостокский ЦЭД
▫️Проект «Сколково» — Центральный ЦЭД
▫️ОЭЗ Калининграда — Калининградский ЦЭД
▫️СЭЗ Крыма и Севастополя — Новороссийский ЦЭД
▫️ОЭЗ Магадана — Владивостокский ЦЭД
▫️Перемещение товаров по соглашениям с Абхазией и Южной Осетией — специализированные посты
Проект уже вынесен на общественное обсуждение.
С 1 марта 2026 года вступит в силу новый порядок выдачи разрешений на автоперевозку опасных грузов — крупнейшая реформа за последние 4 года.
Главная цель — повысить безопасность и упростить жизнь перевозчикам.
Что изменится:
-> Выдача всех разрешений переходит под контроль Ространснадзора.
-> Разрешения будут действовать до 1 года и оформляться в электронном виде.
-> Бумажный документ понадобится только для международных рейсов.
-> Процедуры согласования маршрутов станут прозрачнее, с чётким перечнем оснований для отказа.
-> Появятся постоянные маршруты для регулярных перевозок.
Все данные о разрешениях и маршрутах будут храниться в едином электронном реестре, что ускорит согласования между ведомствами и снизит бумажную нагрузку.
Россия продлила до 10 декабря 2025 года упрощённый порядок ввоза товаров из Казахстана и Киргизии. Теперь компании смогут временно импортировать продукцию без обязательной маркировки и документов, подтверждающих происхождение из ЕАЭС, если выполнят установленные условия.
Импортёры обязаны:
-> самостоятельно организовать перевозку и хранение товаров;
-> уведомить Минпромторг о поступлении продукции;
-> впоследствии нанести маркировку в соответствии с требованиями законодательства.
При этом до 27 декабря 2025 года такие грузы всё равно должны пройти таможенное декларирование в общем порядке.
Минпромторг внесёт сведения о всех товарах, ввезённых по упрощённой схеме, в государственную систему маркировки.
Это решение согласуется с новыми инициативами ЕАЭС по внедрению единой системы прослеживаемости товаров. Союз уже протестировал пилотный проект, позволяющий странам-участницам отслеживать движение продукции без лишней бюрократии.