Представляем Вашему вниманию обзор нормативных правовых актов, вступающих в силу с 1 сентября 2024 года, касающихся таможенного оформления и таможенного контроля:
1) Федеральный закон № 109-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
-> Вводится новая система электронного декларирования, упрощающая процесс подачи таможенных деклараций.
-> Обязательное использование единой государственной информационной системы для обмена данными между таможенными органами и участниками ВЭД.
2) Постановление Правительства РФ № 876 "О внесении изменений в правила определения таможенной стоимости товаров"
-> Введение новых критериев для определения таможенной стоимости товаров с целью сокращения возможностей для занижения стоимости и уклонения от уплаты таможенных платежей.
-> Разъяснения по применению метода сравнимой ценности для оценки таможенной стоимости.
3) Приказ ФТС России № 590 "Об утверждении правил проведения таможенного контроля"
-> Ужесточение мер таможенного контроля, особенно в отношении товаров, имеющих высокую вероятность контрафактации.
-> Интеграция современных технологий, таких как системы видеонаблюдения и электронные метки, для повышения эффективности контроля.
4) Разъяснения Минфина России по вопросу классификации и кодирования товаров для таможенных целей
-> Новые правила классификации и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
-> Указание на обязательное использование обновленных версий номенклатурных классификаторов и каталогов.
5) Решение коллегии ЕЭК № 213 "О мерах по защите интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС"
-> Введение дополнительных механизмов защиты интеллектуальной собственности, таких как внесудебное разрешение споров по вопросам нарушений прав ИС.
-> Обязательное декларирование объектов интеллектуальной собственности при подаче таможенной декларации.
Данные изменения направлены на улучшение прозрачности и эффективности процедуры таможенного оформления, а также на усиление мер противодействия нарушению таможенного законодательства.
Отказ от исполнения американских санкций третьими странами может произойти «эволюционным» путем при условии развития альтернативных финансовых и экономических систем, однако в обозримой перспективе ожидать этого не стоит, пишет «РБК». США все еще обладают почти «монопольным правом» обеспечения финансовых транзакций. В то же время в мире постепенно складываются экономические блоки, ориентированные на взаимодействие с подсанкционными игроками, а в ряде стран уже формируется законодательная база для противодействия санкциям.
Международное право подразумевает, что государства не обязаны выполнять законодательство других государств, а санкции США закреплены в их национальном праве, напоминает гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев.
Ряд государств «уже порядком раздражены попытками политического давления на них в части следования санкциям». Наиболее высокий градус напряженности и недовольства наблюдается в Турции и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). В наибольшей степени отказ от соблюдения санкций может быть выгоден традиционным партнерам России – странам ЕАЭС, Ближнего Востока, Индии, Китаю. Кроме того, это также выгодно и государствам Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, так как «характер сотрудничества становится все более сложным и диверсифицированным, и даже незначительные прямые издержки односторонних санкций могут сопровождаться существенными косвенными».
Уже происходит формирование «самостоятельных экономических кластеров», заточенных под взаимодействие с подсанкционными игроками: не только Россией, но и КНДР, Венесуэлой, Ираном.
Минфин и Банк России обсуждают легализацию криптобирж в России, но пока не пришли к единому мнению, сообщает «Интерфакс» со слов министра финансов Антона Силуанова.
В России уже приняты законы, которые легализуют майнинг и возможность расчетов намайнеными биткойнами за внешнеэкономическую деятельность. По словам Силуанова, теперь осталось эту сферу «дорегулировать», то есть, создать официальные легальные криптобиржи. Пока этот вопрос находится в серой зоне: «и не разрешено, и не запрещено».
– У нас эта тема обсуждается, и Центральный банк, и правительство в лице Минфина этим предметно занимаются. Мы не нашли пока еще решения, как это сделать, потому что есть две точки зрения, – сказал Силуанов.
Одна из них предполагает легализацию, ведь «это есть сегодня на самом деле, мы знаем, куда можно прийти, купить цифровые финансовые активы, перевести за рубеж, минуя всякие банковские структуры». Касательно второй точкой зрения, чиновники предлагают криптобиржи запретить, в лучшем случае – организовать их в рамках экспериментально-правового режима. По его мнению, ЭПР ограничивает возможности, в том числе и для трансграничных расчетов. Законопроект о легализации криптобирж может быть подготовлен осенью.
В первых числах августа Владимир Путин подписал законы, которые легализуют в России майнинг криптовалют и позволяют проводить международные расчеты с их помощью под контролем ЦБ. Юрлица и индивидуальные предприниматели смогут добывать криптовалюту после включения в специальный реестр, другие граждане смогут майнить без включения в него, если не будут превышать лимиты энергопотребления.
Правительство может запрещать майнинг в отдельных регионах. Кроме того, майнеры будут обязаны отчитываться о добытой криптовалюте перед Росфинмониторингом и предоставлять адреса своих кошельков службе, ФНС, ФСБ и Росимуществу.
Солидарную ответственность таможенных брокеров, наступающую, если компания, которую они представляют, не исполняет обязательства по таможенным платежам, предлагают смягчить
Такие положения содержатся в пакете поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС, который бизнес-объединения и таможенные службы стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) представили в ЕАЭС.
Таможенные представители согласно ТК ЕАЭС — это гаранты исполнения обязательств декларантов товаров
На таможенных представителей возложена обязанность по уплате пошлин — если ее не исполнили их клиенты. В случае неоплаты таких долгов брокеры теряют лицензию
Торгово-промышленная палата России предлагает расширить список причин, по которым таможенным представителям не нужно будет платить за своего клиента:
• корректировка таможенной стоимости после оплаты компанией
• смена классификации товара уже после его выпуска, не связанная с его недостоверным описанием
• в случае установленной вины декларанта в передаче недостоверных документов и сведений
Сообщается, что такие нормы стали еще актуальнее после того, как из РФ стали уходить иностранные компании — обязательства перед таможней у них могут возникать уже после их ухода, и таможенным брокерам приходится их оплачивать
В России с 27 июля начали действовать повышенные ввозные пошлины на некоторые товары из недружественных стран
В перечень продукции, которая будет облагаться повышенными ввозными пошлинами, вошли косметика, парфюмерия, верхняя одежда, бытовая химия, стройматериалы, сладости, свинцовые аккумуляторы и оружие.
Ставка для косметики и парфюмерии выросла до 35% от таможенной стоимости, а для верхней одежды, фанеры, обоев и прочего пошлины – до 50%. Речь идет о продукции из стран Евросоюза, США, Канады, Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии.