ЕАЭС планирует рассмотреть изменения в договор о Таможенном кодексе союза, предусматривающие появление нового института – уполномоченных экспортеров (УЭ). Такие участники ВЭД смогут самостоятельно декларировать происхождение товаров, в случае если между ЕАЭС и иностранным государством, не входящим в него, действует соглашение о свободной торговле. Новые нормы будут работать в обе стороны.
УЭ сможет самостоятельно оформлять декларации, которые необходимы для получения специальных льгот, полагающихся стране – партнеру по соглашению о свободной торговле, или односторонних тарифных послаблений. Этот документ должен будет содержать уникальный номер, присвоенный такому экспортеру. Оформленные УЭ декларации заменят сертификаты о происхождении товаров, которые сейчас выдают торгово-промышленные палаты иностранных государств. При этом инспекторы смогут направлять туда запросы для проверки достоверности указанных экспортерами сведений.
Получение статуса УЭ потребует от компании-претендента соблюдения определенных условий, в частности:
она не должна ранее совершать правонарушений в соответствующей сфере,
не находиться в процедуре банкротства,
в ее штате должны быть сотрудники, обладающие квалификацией для корректного определения происхождения товаров.
Замглавы Минпромторга России Екатерина Приезжева на международной промышленной выставке “Иннопром. Центральная Азия” заявила, что маркировка товаров в России принесла в бюджет страны 1,2 триллиона рублей.
❝Дополнительные поступления в бюджет за счет обеления отраслей и легализации участников рынка мы оцениваем в 1,2 триллиона рублей. Цифра огромная, и мы уверены, что она будет расти. Больше всего на сегодняшний день поступлений в бюджет мы получили благодаря маркировке табачной продукции - 50% от всех поступлений❞, - сказала Е. Приезжева.
В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) напомнили, что государственная система маркировки "Честный знак" внедряется в России поэтапно с 2019 года. Ее цель – противодействовать нелегальному обороту продукции на рынке. Сегодня маркировка охватывает 27 товарных групп, еще в 13 проходят бесплатные добровольные эксперименты.
На монгольско-российской границе ваймаке Сэлэнгэ открылся новый ветеринарный лабораторный комплекс, который
упростит логистику животноводческой продукции между странами. Это сокращает время ветеринарного контроля на 2-3 раза для импорта и экспорта мяса, молока,
шерсти и животных.
Комплекс также поможет оперативно выявлять угрозы эпизоотий, такие как ящур или африканская чума свиней.
Ожидается подписание торгового соглашения с ЕАЭС в мае 2025 года, что откроетдоступ монгольским производителям к рынку союза без сезонных ограничений и с
нулевыми экспортными пошлинами.
Калининградскую областную таможню планируется переподчинить Северо-Западному таможенному управлению, а также рассматривается вопрос о ликвидации акцизного таможенного поста. Эти изменения могут привести к замедлению принятия решений, так как все инициативы областной таможни нужно будет согласовывать с СЗТУ.
Особую обеспокоенность вызывает закрытие акцизного поста, который играет важную роль в работе с янтарными и ювелирными изделиями, а также в эксперименте по маркировке импортного алкоголя. Если пост закроют, Калининградская область окажется исключенной из пилотного проекта.
Региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей обратился с просьбой к сенатору РФ Александру Шендерюк-Жидкову о сохранении статуса областной таможни и акцизного поста. Напомним, что эксперимент по маркировке алкоголя начался в Калининградской области в 2021 году и сейчас охватывает 11 регионов.
Россия, Казахстан и Китай обсуждают план по переводу большего количества грузов на баржи. Это не только позволит сэкономить деньги, но и немного разгрузит казахстанские и российские железнодорожные сети, отметили в RailFreight
Эта идея обсуждается не впервые — ранее Казахстан открыл окно для нового транспортного маршрута до Арктического моря
Речь идет о реке Иртыш, которая протекает из северо-восточного Казахстана на север в Россию. Она также является частью большой переплетенной системы водных путей. С точки зрения РФ, это открывает возможности для диверсифицированной логистики
В этой идее есть и исторический смысл: река не в первый раз выступает в качестве логистической артерии. В советские времена она активно использовалась в этих целях
Предполагается, что река способна пропускать скромные 2,5 млн тонн грузов в год
• «Даже если река будет использоваться на полную мощность, она не сильно поможет разгрузить железнодорожную сеть
В случае с Казахстаном в 2024 году поезда перевезли 437,1 млн тонн грузов. Не похоже, что перевозка 2,5 млн тонн на баржах заметно изменит ситуацию»
Тем не менее, план указывает на то, что страны рассматривают все варианты, чтобы уменьшить перегрузку на рельсах. И на то есть веская причина: и Россия, и Казахстан сталкиваются со значительными проблемами, связанными с пропускной способностью своих железнодорожных сетей